Письмо ФНС России №3-5-03/528@ от 23 сентября 2008 года

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ФГУП по вопросу предоставления физическим лицам имущественного налогового вычета на основании уведомлений, выданных налоговым органом до реорганизации предприятия, поступившее из Минфина России Письмом от 07.06.2008 N 03-04-07-01/91, и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 указанной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю - налоговому агенту при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утвержденной ФНС России.

Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору.

Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Форма уведомления о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного в пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, утверждена Приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@. В уведомлении указываются наименование, ИНН и КПП работодателя, для которого оно выдано. Таким образом, уведомление передаче другому работодателю (налоговому агенту) не подлежит.

В п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

На основании ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо прекратившим свою деятельность.

Следовательно, организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика.

Таким образом, реорганизованная организация не вправе предоставлять своим работникам имущественный налоговый вычет по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

2. В случае если налогоплательщик не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме у налогового агента - ФГУП в связи с его реорганизацией, то он вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о представлении нового уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у налогового агента ОАО. При этом прилагается справка по форме 2-НДФЛ, выданная реорганизованным ФГУП за последний налоговый период, которым в соответствии с п. 3 ст. 55 Кодекса является период времени от начала года до дня завершения реорганизации.

Налоговый орган по заявлению налогоплательщика определяет остаток имущественного налогового вычета, на который может претендовать налогоплательщик с учетом имущественного налогового вычета, предоставленного в последнем налоговом периоде налоговым агентом ФГУП, и выдает уведомление о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета у налогового агента ОАО.

После представления уведомления о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в ОАО эта организация - налоговый агент предоставляет такому налогоплательщику имущественный налоговый вычет начиная с месяца государственной регистрации ОАО.

Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо от 08.09.2008 N 03-04-07-01/160).

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Т.В.Шевцова