Письмо МинФина России №03-04-08/4-301 от 14 сентября 2012 года

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" ст. 220 Кодекса была дополнена п. 4, согласно которому в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 Кодекса.

Таким образом, при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о предоставлении имущественного налогового вычета.

В связи с этим суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им заявления налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются излишне удержанными и, соответственно, под действие ст. 231 Кодекса не подпадают.

Согласно п. 3 ст. 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, в случае обращения налогоплательщика к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением, применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Если начисленная налогоплательщику в налоговом периоде сумма дохода оказалась недостаточной для предоставления вычета в полном объеме и (или) для зачета ранее удержанных сумм налога, налогоплательщик вправе указать суммы налога, удержанные налоговым агентом, в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой в налоговый орган по окончании налогового периода.

Обращаем также внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 220 Кодекса возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 Кодекса, подлежит сумма налога, излишне удержанного после представления налогоплательщиком в установленном порядке налоговому агенту заявления о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса.

Таким образом, оснований для возврата сумм налога, удержанных с начала налогового периода до предоставления налогоплательщиком подтверждения его права на имущественный налоговый вычет, у налогового агента не имеется.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 231 Кодекса возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.

То есть возврат налога на доходы физических лиц производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в месяце, в котором налогоплательщик предоставил подтверждение права на имущественный налоговый вычет, и в последующие месяцы.

Статьей 123 Кодекса предусмотрена ответственность в случае неправомерного неудержания и (или) неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Из вышеизложенного следует, что к налоговому агенту, который после предоставления налогоплательщиком подтверждения права на имущественный налоговый вычет не перечисляет в бюджет (или перечисляет не в полном объеме) суммы налога, удержанные с иных налогоплательщиков, в целях возврата налогоплательщику сумм налога, удержанных с него до получения указанного подтверждения, может быть применена ответственность, предусмотренная ст. 123 Кодекса.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.Трунин