Письмо МинФина России №03-04-05/7-752 от 20 июня 2012 года

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу размера и порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории Российской Федерации вышеперечисленного недвижимого имущества.

Согласно абз. 17 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов.

Согласно абз. 28 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Основанием для применения соответствующих положений Кодекса является наличие готового жилого помещения и права собственности на него (либо, в случае приобретения квартиры в строящемся доме, - акта о передаче жилого помещения физическому лицу).

Предоставление имущественного налогового вычета по доходам, полученным в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду, в котором возникло право на его получение, противоречит самому принципу предоставления данного вычета, а именно: вычет предоставляется только при возникновении права на его получение. В предшествующие периоды такого права не было.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 78 Кодекса срок обращения за возвратом суммы излишне уплаченного в соответствующем году налога ограничен тремя годами. Не у всех налогоплательщиков имеются доходы, позволяющие в течение трех лет воспользоваться предоставленным имущественным налоговым вычетом в полном объеме. Поэтому в случае предоставления полного вычета "авансом" будут ущемляться права налогоплательщиков, не имеющих возможности для получения имущественного налогового вычета в одном налоговом периоде в максимальном размере.

Согласно ст. ст. 56, 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (70%), в бюджеты поселений (10%), муниципальных районов (20%) и в бюджеты городских округов (30%).

Таким образом, перечисленные в предшествующие годы суммы налога на доходы физических лиц уже использованы вышеперечисленными получателями на финансирование запланированных расходов.

Предлагаемое предоставление имущественного налогового вычета по доходам, полученным в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду, в котором возникло право на его получение, а также увеличение размера имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, приведут к сокращению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, большинство из которых являются дотационными, и поэтому не поддерживаются.

Вместе с тем субъекты Российской Федерации могут стимулировать жилищное строительство и приобретение физическими лицами жилых помещений путем предоставления из регионального бюджета субсидий на покупку жилых помещений, которые на основании п. 36 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.Комова